Модель прицепа пожарной цистерны для воды МЖТ-16 своими рукамиСобрал недавно пожарный вариант К-701 (подробности), но так как у него нет ни отвала ни плуга, решил собрать для него хотя бы пожарную 16-ти кубовую цистерну для воды МЖТ-16. Чтобы этот К701 не стоял одиноко на полке, к тому же у трактора будет хотя бы предназначение (таскать эту бутыль), а то получается какое то такси для тракториста :-) В начале конечно присмотрелся к готовым моделям цистерн и к наборам для ручной сборки, но как обычно, моё жмотство не позволило мне отдать за какую то бочку почти пять штук. В общем решил собрать эту цистерну вручную, так как почему то показалось что сделать такую модель не составит особого труда, берёшь баллончик от дихлофоса или иной цилиндр, да приделываешь к нему колёсики и дышло :-) Делать бочку из жести и прочего листового материала что-то не хотелось, чтобы в дальнейшем не возиться долго с её мягкими торцами, придавая им округлую форму, поэтому решил отлить саму цистерну из гипса. Подобрал огрызок прозрачного пластика толщиной 0,2мм, в который буду заливать гипс. Реальный диаметр бочки что-то не нашёл в сети, поэтому вычислил его на авось (глядя на фото настоящих бочек), в моём случае получилось около 4см. Под такой диаметр идеально подошли флакончики от растворителя Tamiya X-20A, они же послужат пробками, чтобы гипс не вытекал из пластиковой трубы. Часть 1 Часть 2После того как скрутили пластик в трубку и зафиксировали конец скотчем. Помещаем один флакон на дно цилиндра в качестве пробки. Пластик надо смотать как можно плотнее, чтобы баночка плотно сидела внутри (фото ниже). Замешиваем гипс и заливаем в цилиндр. На фото ниже видно что смотанный в рулон блистер образует складку внутри. Чтобы гипс не повторил эту складку и на выходе не получился бы цилиндр каплевидного сечения, после заливки гипса, не дожидаясь его схватывания, вторым флаконом запрессовываем гипс внутрь, тем самым расправляя эту складку. При такой заливке, радиус по любому не будет идеальным, и на стыке всегда останется крохотная ступенька, поэтому если вам нужен идеальный круг, то придётся стыковать торцы формы. Я же на это забил так как этот шов у меня будет частично сточен наждачками, а впоследствии размещён внизу цистерны и его не будет видно. С помощью донышка дезодоранта, отливаем гипсовые торцы для нашей цистерны. Дно оказалось несколько шире 4-ёх см, поэтому пришлось клеить такие и обтачивать их по месту. После приклеивания (шпаклёвкой по дереву) торцов к цилиндру и обработки цистерны рашпилем и наждачками, получаем нечто напоминающее нужную нам бочку (фото ниже). Гипс сам по себе очень нежен, а так как кантовать цистерну придётся ещё очень долго, то чтобы не ушатать её всевозможными царапинами раньше времени, решил закрепить его поверхностно, пропитав эпоксидкой смолой. На фото ниже пробная болванка на половину пропитанная смолой, и в последствии исцарапанная отвёрткой. В общем такая защита работает довольно хорошо, случайные царапины теперь сложно будет оставить на поверхности цистерны. Пропитывал при комнатной температуре +25, до тех пор пока смола не перестанет впитываться. Самотёком, без подогрева и вакуумных установок, смола проникает не глубже 1-2мм. Так что думаю можно не париться со смолой, а просто прогрунтовать бочку какой либо краской или грунтовкой, думаю эффект будет тем же. Сварные швы на поверхности цистерны решил имитировать обычной лакированной проволокой (фото ниже). По заранее нанесённой разметке наматываем проволоку на цистерну и фиксируем хвосты на днище каплями клея. После чего, стараясь не стронуть эти проволочные петли, покрываем цистерну грунтовкой, тем самым приклеивая проволоку к бочке. Черновая сборка задних колёсных тележек на скрепки (фото ниже), в дальнейшем все эти оси заменю на более мощные. Вообще то на моделях МЖТ-16 продаваемых в модельных магазинах, такой диагональной крестовины нет, там каждая продольная колёсная пара просто сидит на вилке. Но на фотках настоящих бочек, такую крестовину я всё же углядел, поэтому решил использовать именно эту схему, тем более она должна меньше люфтить, ибо вся колёсная тележка с четырьмя колёсами будет сидеть на одной оси. Так же видно что крестовина ещё не разрезана на пересечении, в последствии она будет распилена, чтобы продольные пары были независимы. В качестве рамы, на которой будет сидеть цистерна, и к которой будет крепиться всё сопутствующее барахло, решил использовать уголки отрезанные от пластикового Ш-образного профиля. Приклеиваем уголки к задней тележке, заодно примеряем переднюю ось. Кстати, колёса на фотках ниже бракованные, ибо отливал их в полностью закрытую форму (пример здесь), и в результате копии получились с большим количеством раковин, так как у оригинала очень частый и глубокий рисунок протектора. Ну а самый большой косяк у них, пострадала геометрия этих колёс, подозреваю что из-за того что стенки желатина оказались тонковаты и в результате произошла деформация формы. В общем для черновой сборки они конечно подойдут, но чуть позже всё же перезалью их. Так и не получилось найти в сети подробные фотки устройства шарнира переднего моста у цистерны. Поэтому глядя на потолок и на некоторые фотки из сети, собрал вот такую крестовину (фото ниже), на которой будет вращаться передняя ось, ну и дышло вместе с ним. Используя проволочные хамуты или верёвку, приклеиваем раму вместе с колёсами к цистерне. Я наивно полагал что под весом бочки рама автоматически выровняется, ибо все колёса стоят на ровной поверхности, но из-за пластичности уголков, рама у меня приклеилась с еле заметным продольным скручиванием (винтом). Хотя возможно это произошло из-за бракованной геометрии колёс ибо они яйцом. Поэтому если будете мутить нечто подобное, то на цистерне обязательно нанесите карандашом продольную ось, чтобы по этой линии выравнивать раму при приклеивании. Из остатков от конструкторов AVD, собрал и приклеил кардан-вал на днище цистерны. Из прочего мусора соорудил и приклеил нечто напоминающее насос (улитку) для этого кардана. Тянем на огне рамки литников, нарезаем из них пятаки, и приклеиваем на разнообразные приблуды, имитируя тем самым шляпки болтов, гаек. Не всякие рамки так хорошо тянутся, некоторые просто рвутся как резина, поэтому подбирайте пластик экспериментальным путём. Пробойников как обычно нет, поэтому люки и крышки для цистерны формировал на шуруповёрте с помощью наждачек и ножа (фото ниже). На ранее использованном флаконе, формируем радиусы для горловин (фото ниже). Из тонкой жести нарезал крылья, отвёрткой продавил продольные рёбра жёсткости в средней части крыла. После чего изогнул их, приклеил на кромку проволочный кантик и счистил подтёки клея наждачкой. Из пластика и жести соорудил чуланчик для моторов или насосов. Опять таки из всякого проволочного и листового мусора делаем имитацию насосов вместе с трубопроводами, смотровую лесенку и инструментальный шкаф (фотки ниже). Все эти элементы решил сделать съёмными, чтобы в дальнейшем они не мешали окрашивать цистерну. Практически собранная тачанка, обвешенный всяким мусором гипсовый цилиндр теперь больше похож на цистерну МЖТ-16. На фото ниже колесо с которого ранее были сделаны корявые копии колёс. Собственно проблема в том что смола хорошо заливается в формы которые не имеют потолка, как только появляется потолок или козырёк, то вместе с ними появляются и проблемы в виде пузырей, а в последствии и раковин на копии детали. Поэтому второй раз решил не париться и отлить копии по принципу магнитов на холодильник, то есть с открытой задней стенкой. Чтобы желатин не заливал полностью оригинальное колесо при формировании шести формочек, выточил белый кругляк из толстого пластика и прикрыл им тыльную сторону колеса (фото ниже). Небольшой подворот решил оставить, чтобы не потерять рисунок протектора, а уж тыльную сторону в последствии просто обточу полукругом, чтобы больше походила на колесо. Тем более при заливании смолы через такую широкую горловину намного легче избавиться от пузырей на стенках и за подворотами формы. После подготовки формочек, заливаем в них смолу и через сутки выковыриваем из них копии колёс. Иногда готовые детали из желатина выскакивают без последствий для формы, но в данном случае желатин у меня прилип намертво, поэтому пришлось разрывать его, после чего отмывать копии колёс под водой. На этот раз копии получились в разы лучше прежних, но всё равно не фонтан, кое где есть крохотные раковины ибо заливал их все сразу и соответственно торопился, но в любом случае на колёса эти болванки всё же похожи, вроде не квадратные :-) Уж очень не хотел возиться с задней стенкой, но всё же решил попробовать сформировать этот рисунок штампиком из клея PoxiPol (фото ниже). В целом отпечатки получились довольно милыми, я и сам не ожидал что печать получится такой качественной. Чтобы поксипол не приклеился к поксиполу, в качестве разделителя использовал обычное хоз-мыло. С оригинального колеса сделал опалубку для центровки и сверления отверстий под оси (фото ниже). К сожалению толком она мне не помогла, так как само оригинальное колесо оказалось слегка яйцеобразной формы. В качестве осей использовал фрагменты гвоздей диаметром 1,5мм. Передняя ось из проволоки диаметром 2мм, а так как трубка (передний мост) несколько великовата для неё, то чтобы она не болталась, намотал на ось а затем приклеил тонкую медную проволоку в качестве втулки и подшипника скольжения. Так как отверстия под задние оси сверлились на авось, соответственно все колёса смотрят у меня в разные стороны. Поэтому чтобы выровнять их, ну и по максимуму избавиться от люфтов, обклеил отверстия кусками жести (фото ниже), к тому же такие подшипники более устойчивы к истиранию. Хотя какой может быть износ у этой модели на полке, сомневаюсь что эта бочка за всю свою жизнь проедет более 5 метров :-) От выпадания, задние колёса будет удерживать чёрная втулка приклеенная (после покраски и сборки) на хвостовик каждой оси (фото ниже). Так же застопорю в последствии и основную 2-ух миллиметровую ось задних тележек. Часть 1 Часть 2Написать сообщение автору Другие странички сайта
При копировании материалов с сайта, активная обратная ссылка на сайт www.mihaniko.ru обязательна.
|
||